Open/Close Menu Пешие и на автомобиле.

Улица Тверская входит в обзорную экскурсию по Москве. Я, когда на своих экскурсиях проезжаю по ней, всегда рассказываю о домах, которые передвигали с одного места на другое. При этом жители могли находиться в своих квартирах, и все коммуникации работали. Само по себе, такая технология на сегодня — уже удивительна и интересна. Основные передвижки зданий в Москве пришлись на Сталинский период. Под руководством инженера-строителя  Эмманула Генделя было передвинуто более  30 домов разных конструкций и веса. После войны такие технологии, почти, не применяли. Последняя передвижка произошла в 1983 году в Камергерском переулке с театром МХТ им.Чехова.  

Но, все-таки, первое официальное упоминание о передвижки строений было за 1455 год. Имя человека, который передвинул в Италии в городе Болонья колокольню дела Маджоне на 13 метров, таким образом, освободив место под строительство здания администрации города, —  Аристотель Фиораванти. К 60 годам, когда он приехал в Москву, уже  имел огромное количество великолепных инженерных решений. Ни до, ни после него не было архитекторов, которые могли бы выпрямить падающие башни. Выпрямил он их  по всей Италии. Потом стал перетаскивать с места на место и башни, и колокольни, и храмы. Он активно участвовал в строительстве Кремонского и Пармского каналов, отливал колокола и разрабатывал механизмы для их поднятия. Строил здания и крепости,  мосты и шлюзы, выпрямил русло реки Рено.

Аристотель – его настоящее имя. Это имеет документальное подтверждение.  В эпоху Возрождения было модно давать имена античных ученых. Он много работал с первыми лицами государства, поэтому приглашение от московского князя Ивана III, не вызвало тревог и волнений. Но, почему же человек, который зарабатывал в Европе тысячи флоринов, и, имея в кармане приглашение от стамбульского султана  Мухаммада II,  поехал в Москву с заработком 10 рублей в месяц (кстати, в то время на Руси за 20 рублей можно, было, купить целую деревню с крестьянами).  Помимо строительной инженерии, Аристотель занимался чеканкой монет. После постройки мостов через Дунай в Венгрии, король Венгрии Матьяш Корвин разрешил ему изобразить себя (Фиораванти) на венгерских медалях. А свое имя Аристотель  поставил на собственных монетах, которыми пытался уже расплатиться в Риме, за что и был обвинен в фальшивомонетчестве и заточен в тюрьму.

И, хотя, венгерский король помог  снять с него ложное обвинение, репутация уже была подмочена, а значила она тогда больше, чем в позднейшие века. Да и завистники всяким способом, стремились принизить достоинства великого строителя своего времени. Скорее всего, это и повлияло на решение Аристотеля поехать в Москву. В 1475 году посол московского князя Семен Толбузин, встретился с ним в Риме, где было передано приглашение от Ивана III и письмо  Софьи Палеолог  и, был подписан договор «…ехать Аристотелю на Москву строить собор и крепость». Вторая жена Ивана III Софья Палеолог большую часть из своих 20 лет провела в Италии, образование получила в Риме и прекрасно знала о заслугах выдающегося архитектора. Когда встал вопрос о постройке нового главного Успенского собора Москвы, она и предложила кандидатуру Аристотеля.

Приезд Фиораванти стал судьбоносным для московского государства. Москва объединяла вокруг себя русские княжества, и нужен был более солидный главный собор, а также необходимо было заменить вековые стены белокаменного Кремля, сложенного во времена  Дмитрия Донского. Сегодня мы любуемся Успенским собором и не перестаем удивляться красотой и величием Кремлевских стен. Итальянец по происхождению, привнес в русскую архитектуру новые технологии, по постройке больших  сооружений. При постройке Успенского собора, он учел русские традиции в архитектуре, построив его по Владимиро-Суздальским  традициям, но по самым современным технологиям того времени. В дальнейшем на Руси очень часто применяли его технологии при строительстве храмов и зданий.

 Его новшества сводились: и к изготовлению стандартного и более качественного большемерного  кирпича вместе с раствором, с дальнейшей новой технологией кладки кирпича.  И креплению металлическими деталями элементов  зданий.  И установка на неровных и влажных поверхностях зданий на, вбитые в землю дубовые  сваи (кстати, многие постройки  в Зарядье строились далее именно по такой технологии). И постройке понтонных  мостов.  Как артиллеристу,  ему приписывают организацию Пушечного двора на Пушечной улице. Он имеет отношение к чеканке монет при Иване III. Кроме обычных надписей на монетах появились выпуски, которые мы бы сегодня назвали «юбилейными». Надписи на них печатались латинскими буквами, были необычные изображения, а на одной «юбилейной» монете есть имя Аристотель.

Конечно, главным детищем всей его жизни стал Успенский собор, который воплощал  в себе не только всю архитектурную  красоту и гармонию  элементов различных  решений, но и являлся главным храмом московского, а потом Руси, а потом всего христианского мира.  Несмотря на то, что одно время столицей России являлся Санкт-Петербург, все коронации на царствование проходили в Московском Успенском соборе Кремля. Одним этим собором  архитектор  вошел в историю всемирной архитектуры. Архитектор приехал в Москву весной, на Пасху, в 1475 году, а уже осенью  в 1479 году собор был построен и освящен.  После создания главного культового и государственного храма страны стала формироваться современная  соборная площадь Кремля.

Государь эксплуатировал Фиораванти везде, где только можно.  Как артиллериста и инженера, Иван III взял его в поход на Новгород, где он навел понтонный мост через реку Волхов, и обучал русских артиллерийской стрельбе. Также, он участвовал в подготовке похода на Казань. Участвовал в походе  на Тверь в 1485 году. Но, постройка Успенского собора Кремля была отправной точкой в главном деле итальянского архитектора и его приезда в Москву. Именно он разработал общий  план новых  кирпичных стен и башен Кремля.

Возможно,  все началось со строительства подземного хода с помещением, куда Софья Палеолог спрятала,  привезенную с собой библиотеку  Либерию. Самим строительством занимались другие итальянцы, которые подтянулись потом за великим мастером. Первой башней стала Тайницкая, построенная в 1485 году Антонио Джиларди, архитектором и дипломатом, который часто посещал Москву. Много участия принял Пьетро Антонио Солари, чему есть надпись на Спасской башне. Подтянулись другие итальянские архитекторы: Марко Руффо, Алевиз старый (Алои́зио да Кареза́но), Алевиз новый (Алоизио Ламберти да Монтиньяна). Все они строили не только  Кремль, но и внутренние постройки.

Но, вернемся к Аристотелю  Фиораванти. Отпустить домой человека, который знал государственную тайну, было нельзя. Ведь,  остальные строители строили только части Кремля, и не знали о подземных секретных ходах и помещениях. Человек  становится ненужным и опасным. А Аристотель хотел вернуться домой в Италию. Дальше образуется пустота о жизни великого архитектора. Последние сведения о нем в летописях  датируются концом 1485 года.  Были слухи, что умер он в тюрьме. Так ли это? Теперь сложно сказать, ведь  в 1485 году ему исполнилось 70 лет, а это и сегодня уважаемый возраст для мужчин. Но, без сомнения, его можно назвать папой Кремля.

Кстати:

Стены Кремля были облицованы красным кирпичом. И таким он простоял до 1680 года. Потом по старинной традиции со времен Дмитрия Донского  (Москва белокаменная) стены Кремля стали белить известью. Также белили и Китайгородскую стену и Белогородскую стену (стояла на месте нынешнего бульварного кольца). И в Москву приезжие проезжали через белые стены крепостных сооружений. Со временем краска облезала, и стены покрывались, так называемой,  городской патиной. Подновляли их  периодически, чаще к коронациям императоров. К 1947 году (к празднованию 800-летя Москвы), все стены и башни практически  облезли, и тогда, в связи с советской идеологией – Красное знамя, Красная Армия, Красная площадь – решили оставить стены красными. Где-то подкрасив,  даже, красной краской.

Экскурсовод Куранова Ольга.

2018 год.

Написать комментарий:

*

Ваш email адрес не будет опубликован.

Экскурсии по Москве   
     © 2014-2024 Экскурсии по Москве | Пешие и на автомобиле.